• Число посещений :
  • 1867
  • 3/10/2007
  • Дата :

Сочинения Мевлеви во славу Пророка

Пророк (ДБАР)

Прославление Всевышнего Господа и великого Пророка ислама (Да благословит Аллах его и его семейство!) украшает сборники сочинений почти все иранских поэтов. Джалаладдин Мухаммад Балхи, известный как Руми и Мевлеви, знаменитый поэт и мистик 13 столетия, был одним из авторов, чьи стихи пронизаны любовью к его светлости Мухаммаду (Да благословит Аллах его и его семейство!), особенно всемирное известное «Маснави».

 

В шести тетрадях этого великолепного произведения мы часто встречаем рассказы о почти всех божественных пророков, упомянутых в Коране.

 

Мевлеви на всем протяжении «Маснави» ссылается на жизнеописания Пророков, высказывая при этом свои мистические мышления и убеждения. Бесконечная любовь, выражаемая им по отношению к божьим пророкам в «Маснави», является одной из прекрасных черт этого произведения, а вершиной этому служит величие имени Последнего из Пророков.

 

Мевлеви, всякий раз когда он заводит речь о великом Пророке ислама (Да благословит Аллах его и его семейство!) и его добродетелям, словно уносится душой в заоблачные выси. Иногда он впадает в такое волнение, что его речь не в состоянии выразить все переполняющие его чувства. Описание Пророка для Мевлеви все равно что описание любви, его перо просто не в силах выразить разбитую и беспорядочную любовь.

 

Облик его светлости Мухаммада (Да благословит Аллах его и его семейство!), рисуемый в «Маснави», не ограничивается одним лишь описание величия и святости этого великого Пророка, он отражает безмерность чувства любви и уважения поэта к этому великому воспитателю и учителю человечества.

Все главы «Маснави» изобилуют волнующими, и в то же время содержательными панегириками во славу его светлости Мухаммада (Да благословит Аллах его и его семейство!). В соответствии с проведенными исследования, имя Пророка ислама является одним из самых часто повторяемых слов в «Маснави». Оно более чем в 500 случаях украшает страницы этого бессмертного произведения.

 

Мевлеви в своем главном сочинении избрал отличный от других авторов способ описания великого Пророка (Да благословит Аллах его и его семейство!). Слово «Расул», что означает «посланник», в сборниках великих классиков занимает особое место в прославлении Господа, как правило открывающее каждую главу или тетрадь сочинния. Однако в «Маснави» мы встречает несколько другой подход. Имя Пророка приводится в самых разных местах и имеет особо закрепленной позиции.

Пророк (ДБАР)

Тщательное исследование «Маснави» говорит нам о том, что не имя Пророка приходит на ум автору по разным логическим авторам, а Мевлеви в самых разных ситуациях считает обязанным вспоминать Пророка и смиренно приглашать благословенное имя его светлости на страницы «Маснави». Т.е. эти ситуации возникали в книге в соответствии с мистическими состояниями Мевлеви при написании этой книги. При описании Последнего Пророка и его значения он поднимает философский вопрос о целом и части, ибо он считает, что именем Ахмад обозначены все божьи пророки.  Подобно тому как целое вбирает в себя части, а цифра 100 автоматически подразумевает содержание в нем 90.

 

Мевлеви видит в Пророке ислама собрание всех добродетелей и совершенств. И хотя в своей книге он приводит жизнеописания и тайны всех пророков, упомянутых в Коране, но при этом он всегда подразумевает его светлость Мухаммада (Да благословит Аллах его и его семейство!), как бы описывая часть добродетелей и тайн в хадисах от других пророков. Ибо, в его представлении, в существе Последнего Пророка скрыты добродетели и тайны всех предшествующих посланников.

 

Мевлеви представляет нам личность Пророка ислама как некий показатель добродетели и совершенства всех великих праведников и искателей добра, он ставит его во главе всех Пророков, хотя он был ниспослан последним. Для понимания такого подхода достаточно простого примера: результат существования дерева, т.е. его плод, появляется в его жизни последним.

 

Мевлеви изображает сунну и образ жизни Пророка ислама (Да благословит Аллах его и его семейство!) как идеал, к которому стремятся все искатели мистического знания, и использует ее для обучения практическому мистицизму. Во всех повестях и рассказах, приведенных в «Маснави» в связи с образом жизни Пророка, содержатся практические наставления, как ориентироваться в своей жизни на добродетель этого великого человека.

 

Также хадисы и предания о чертах личности и убеждениях его светлости в «Маснави» преимущественно ссылаются на Коран и другие достоверные источники, и в целом содержат учения этико-мистического характера. Иногда Мевлеви по особым случая приводит полный рассказ о жизни и деяниях его светлости, в том числе рассказы о детстве будущего Пророка.

Пророк (ДБАР)
Детство Пророка ислама получило отражение в «Маснави», иногда в пространной форме, в виде рассказа, иногда в краткой форме, в виде короткой ссылки на Коран или хадис.

 

Рассказ о маленьком Мухаммаде и его кормилице Халиме способен погрузить в печаль любого слушателя, и Мевлеви придает повести о детстве Пророка и положении в Мекке, в частности в клане Курейш, особую одухотворенную атмосферу. Халима Саадия, кормилица и воспитательница Мухаммада (Да благословит Аллах его и его семейство!), жила в пустынном районе за пределами Мекки, и рассказ о ее жизни и заботах в «Мааснави» вызывает у читателя неподражаемое волнение и переживания, достойное только наверное божественного состояния Пророка.  Это рассказ о ребенке, которого божественные ангелы уносят по ту сторону чувственного мира и готовят его к будущей пророческой миссии и служению «сосудом божественного откровения». Причем откровенье Господа снизойдет к нему в 40-летнем возрасте.

 

Рассказ о Халиме и ее приключениях при возвращении ребенка в Мекку, когда она потеряла из виду Мухаммада, о ее рыданиях и о молитвах деда Мухаммада Абдуль-Муталлиба в той или иной форме приведен в разных хадисах. Однако Мевлеви повествует об этом с таким экстазом и волнением, на которые не способен ни один другой поэт.

 

Оригинал рассказа с некоторыми стилистическими изменениями из-под пера Мевлеви приобрел весьма изящный оттенок мистического стихотворения, в котором чувственные существа погружаются в пучину разумного понимания и переплетаются с миром сверхъестественного.

 

 

  • Печать

    Отправить друзьям

    Мнения (0)

    Мнения